Виды мерчандайзинга
Мерчандайзинг — это сложная и многогранная наука о методах размещения товаров, направленных на активизацию продаж через привлечение внимания потребителя к группам товаров. В основе понятия мерчандайзинга лежат знания в сфере психологии, маркетинга, а также данные, получаемые в ходе различных исследований рынка. Мерчандайзинг является обязательной составляющей стратегии развития на всех этапах движения товара от производителя к конечному потребителю.
Главные функции мерчандайзинга
- Обеспечение удобного доступа к товарам.
- Продвижение товаров.
- Грамотное размещение товаров
- Поддержание в наличии полного ассортимента товара.
- Повышение лояльности потенциальных покупателей.
- Создание приятной атмосферы в магазине.
- Повышение уровня сервиса и прибыльности магазина.
Таким образом, мерчандайзинг призван обеспечить благоприятные условия для совершения покупки. Для этого используются специальные инструменты, работа строится в соответствии с утвержденными правилами.
Основные виды мерчандайзинга
- Визуальный. В его основе лежит знание психологии человека, маркетинга и дизайна. Это не только создание красивой картинки, но и правильно подобранная музыка, освещение и даже ароматы. Также данный вид мерчандайзинга подразумевает удобное и грамотное размещение товаров, наличие ценников, порядок в торговом зале. Как известно, покупатели лояльны к тем магазинам, где представлен разнообразный ассортимент и где можно легко найти нужный товар. Значит, правильное воздействие позволяет создать атмосферу, стимулирующую человека совершить покупку.
- Перекрестный. В его основе лежит использование методик выкладки товаров. Основной целью является стимулирование покупки сопутствующего товара к основному. Для этого полки с сопутствующими товарами располагаются рядом с основной продукцией, они должны дополнять друг друга. Иногда в магазинах создаются тематические зоны.
- Технический. Предполагает использование специального торгового оборудования, POS-материалов (баннеры, промо-стойки, световые панели, шелфтокеры, воблеры, стопперы, фреймлайты и т.д.) Торговое оборудование должно быть надежным, удобным, исправным, не должно мешать движению покупателей.
Типы выкладки в мерчандайзинге
Целью любого вида мерчандайзинга является увеличение продаж. Для достижения цели используются различные инструменты. Основным из них является правильная выкладка товаров. В мерчандайзинге различают следующие виды выкладки:
- по товарным группам. Выкладывается продукция разных производителей одной группы, можно сравнивать цены и характеристики;
- вертикальная. Товар размещается по всей длине стеллажа, что удобно для покупателей любого роста;
- горизонтальная. Позволяет не выделять один товар, а представить все товары, расположив их на уровне глаз;
- дисплейная. Товар размещается на отдельном стенде, и все внимание акцентируется на нем;
- паллетная. Товар располагается на паллете в центре зала и непременно попадает в поле зрения посетителей, подталкивая их совершить незапланированную покупку;
- по брендам и производителям. Товар одного производителя представлен отдельным блоком. Такую выкладку еще называют корпоративной;
- многотоварная. Выкладка предусматривает размещение рядом связанных между собой товаров, что позволяет значительно повысить продажи;
- навалом. В одной емкости могут находиться разные товары. Выкладка используется в период распродаж.
Правила и типичные ошибки
- Золотой треугольник. Смысл правила заключается в том, что популярные продукты располагаются далеко от входной группы, а касса находится в противоположной от них стороне. Покупатель вынужден обходить практически весь торговый зал, а по пути может дополнительно захватить товары, которые вовсе не собирался покупать.
- На уровне глаз. Если необходимо привлечь внимание покупателя к товару, следует размещать его на товарной полке на уровне глаз. Это так называемые золотые полки.
- Выделение товарных позиций. Для этого товар выкладывают в виде горки, выделяют подсветкой, цветом, создают отдельную экспозицию и т.д.
- Правильная навигация покупателей по торговой точке. Покупатель начинает движение справа налево. Необходимо сделать так, чтобы он обошел весь магазин. В этом случае он не уйдет без покупок.
- Использование POS-материалов. Они помогают продвигать продукцию в торговых точках. Это могут быть рекламные короба, световые панели, постеры, листовки и многое другое.
- Ценники. На них должна указываться вся необходимая для покупателя информация.
К ошибкам можно отнести несоблюдение основных правил, о которых рассказывалось выше. Среди ошибок, оказывающих наиболее негативное влияние на лояльность посетителей, можно выделить:
- некачественное оформление или полное отсутствие оформления входной группы;
- слабое освещение торгового зала;
- узкие проходы в торговом зале;
- отсутствие оформления витрин;
- отсутствие информации о товарах;
- пустые полки;
- неэффективная выкладка товаров;
- грязь, беспорядок и неприятный запах в торговом зале.
Нет времени разбираться в видах и правилах мерчандайзинга? Доверьте работу профессионалам!
Ace Target – агентство интенсивных продаж для крупных международных и российских компаний. Мы оказываем широкий спектр услуг – кросс-мерчандайзинг, услуги промоутеров, аудит магазина.
Свяжитесь с нами с помощью формы на сайте, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня!