Мерчандайзинг — это сложная и многогранная наука о методах размещения товаров, направленных на активизацию продаж через привлечение внимания потребителя к группам товаров. В основе понятия мерчандайзинга лежат знания в сфере психологии, маркетинга, а также данные, получаемые в ходе различных исследований рынка. Мерчандайзинг является обязательной составляющей стратегии развития на всех этапах движения товара от производителя к конечному потребителю.
Главные функции мерчандайзинга
Обеспечение удобного доступа к товарам.
Продвижение товаров.
Грамотное размещение товаров
Поддержание в наличии полного ассортимента товара.
Повышение лояльности потенциальных покупателей.
Создание приятной атмосферы в магазине.
Повышение уровня сервиса и прибыльности магазина.
Таким образом, мерчандайзинг призван обеспечить благоприятные условия для совершения покупки. Для этого используются специальные инструменты, работа строится в соответствии с утвержденными правилами.
Основные виды мерчандайзинга
Визуальный. В его основе лежит знание психологии человека, маркетинга и дизайна. Это не только создание красивой картинки, но и правильно подобранная музыка, освещение и даже ароматы. Также данный вид мерчандайзинга подразумевает удобное и грамотное размещение товаров, наличие ценников, порядок в торговом зале. Как известно, покупатели лояльны к тем магазинам, где представлен разнообразный ассортимент и где можно легко найти нужный товар. Значит, правильное воздействие позволяет создать атмосферу, стимулирующую человека совершить покупку.
Перекрестный. В его основе лежит использование методик выкладки товаров. Основной целью является стимулирование покупки сопутствующего товара к основному. Для этого полки с сопутствующими товарами располагаются рядом с основной продукцией, они должны дополнять друг друга. Иногда в магазинах создаются тематические зоны.
Технический. Предполагает использование специального торгового оборудования, POS-материалов (баннеры, промо-стойки, световые панели, шелфтокеры, воблеры, стопперы, фреймлайты и т.д.) Торговое оборудование должно быть надежным, удобным, исправным, не должно мешать движению покупателей.
Типы выкладки в мерчандайзинге
Целью любого вида мерчандайзинга является увеличение продаж. Для достижения цели используются различные инструменты. Основным из них является правильная выкладка товаров. В мерчандайзинге различают следующие виды выкладки:
по товарным группам. Выкладывается продукция разных производителей одной группы, можно сравнивать цены и характеристики;
вертикальная. Товар размещается по всей длине стеллажа, что удобно для покупателей любого роста;
горизонтальная. Позволяет не выделять один товар, а представить все товары, расположив их на уровне глаз;
дисплейная. Товар размещается на отдельном стенде, и все внимание акцентируется на нем;
паллетная. Товар располагается на паллете в центре зала и непременно попадает в поле зрения посетителей, подталкивая их совершить незапланированную покупку;
по брендам и производителям. Товар одного производителя представлен отдельным блоком. Такую выкладку еще называют корпоративной;
многотоварная. Выкладка предусматривает размещение рядом связанных между собой товаров, что позволяет значительно повысить продажи;
навалом. В одной емкости могут находиться разные товары. Выкладка используется в период распродаж.
Правила и типичные ошибки
Золотой треугольник. Смысл правила заключается в том, что популярные продукты располагаются далеко от входной группы, а касса находится в противоположной от них стороне. Покупатель вынужден обходить практически весь торговый зал, а по пути может дополнительно захватить товары, которые вовсе не собирался покупать.
На уровне глаз. Если необходимо привлечь внимание покупателя к товару, следует размещать его на товарной полке на уровне глаз. Это так называемые золотые полки.
Выделение товарных позиций. Для этого товар выкладывают в виде горки, выделяют подсветкой, цветом, создают отдельную экспозицию и т.д.
Правильная навигация покупателей по торговой точке. Покупатель начинает движение справа налево. Необходимо сделать так, чтобы он обошел весь магазин. В этом случае он не уйдет без покупок.
Использование POS-материалов. Они помогают продвигать продукцию в торговых точках. Это могут быть рекламные короба, световые панели, постеры, листовки и многое другое.
Ценники. На них должна указываться вся необходимая для покупателя информация.
К ошибкам можно отнести несоблюдение основных правил, о которых рассказывалось выше. Среди ошибок, оказывающих наиболее негативное влияние на лояльность посетителей, можно выделить:
некачественное оформление или полное отсутствие оформления входной группы;
слабое освещение торгового зала;
узкие проходы в торговом зале;
отсутствие оформления витрин;
отсутствие информации о товарах;
пустые полки;
неэффективная выкладка товаров;
грязь, беспорядок и неприятный запах в торговом зале.
Нет времени разбираться в видах и правилах мерчандайзинга? Доверьте работу профессионалам!
Ace Target – агентство интенсивных продаж для крупных международных и российских компаний. Мы оказываем широкий спектр услуг – кросс-мерчандайзинг, услуги промоутеров, аудит магазина.
Свяжитесь с нами с помощью формы на сайте, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня!
Подход к обучению и мотивации персонала при текучке в 60% — опыт мерчендайзингового агентства
Мерчендайзеры получают на руки 35 000 – 50 000 р. в месяц, постоянно работают удаленно, иногда видят руководителя через экран… Подробнее…
Тенденции рынка в 2021-22 годах. Интервью директора Ace Target
Приоритеты рынка на 2021-22 гг. в период восстановления после пандемии: комплексная автоматизация трейд-маркетинговых программ; эффективная работа с полевым персоналом;… Подробнее…
В интересное время мы живем. Coca Cola выпускает игрушки и одежду, Альфабанк делает зонты и футболки. Louis Vuitton манит дорогущими диванами, пока Lexus… Подробнее…
Стратегия Perfect Store позволяет посетителям магазина получить идеальные впечатления от контакта с брендом. Для этого необходимо оценить соответствие текущих показателей… Подробнее…
Стационарный мерчандайзинг предполагает работу специалиста в одной конкретной торговой точке в течение всего рабочего дня. Что включает в себя услуга… Подробнее…
Чтобы Сайт становился удобнее для использования, Ace Target (и отдельные третьи стороны) используют cookie-файлы. Они помогают нам собирать статистику и анализировать ее, в том числе, в маркетинговых целях. Мы сохраняем cookie-файлы во время Вашего посещения, только если Вы нам это позволяете. Информация обычно не идентифицирует Вас напрямую, но она может дать Вам более персонализированный веб-опыт.
Читать дальше
Поскольку мы уважаем Ваше право на неприкосновенность частной жизни, Вы можете запретить некоторые типы файлов cookie. Нажмите на заголовки различных категорий, чтобы узнать больше и изменить настройки по умолчанию. Однако блокировка некоторых типов файлов cookie может повлиять на Ваш опыт работы с сайтом и услугами, которые мы можем предложить.