Магазин будущего и угрозы производителю
О конфигурации «нового» ритейла мы уже можем говорить вполне определенно. Россия, на удивление в тренде очень многих нововведений. Трансформация торговых точек идет едва ли не быстрее, чем прирастание крупных торговых сетей. О чем стоит подумать производителям?
1. От покупки товара, к удовлетворению потребностей. Все больше готовых продуктов все более высокого качества доступно для приобретения. И речь не только о готовой еде. Магазины предлагают виды «наборов» для тематической кулинарной вечеринки, группируют продукты «для перекуса», «для ужина». Категории все чаще выстраиваются вокруг ситуации потребления, а не вокруг однородных товаров.
⠀
Конкуренты у производителей продуктов питания возникают «откуда не ждали». Сначала возникли отделы «готовой еды» в супермаркетах. И вот уже они дают небольшим магазинам до 30-35% товарооборота. Затем появилась доставка еды из кафе и ресторанов. Говорите, пиццерия – не конкурент закупку в супермаркете? Обсудите это со своими детьми-подростками? Третья волна – продавцы комплектов готового питания. Компании, поставляющие «диету» не оставляют потребителям нужды идти в торговую точку «за продуктами».
⠀
2. Минимальные преграды для совершения покупки. Никаких очередей и сложностей для оплаты. Незаметная комфортная оплата десятками способов. Сканеры товаров в «Гиперглобусе», мобильные терминалы в ЦУМе, кассы самообслуживания — везде. Ну и, конечно, все ждут масштабирования концепта Amazon Go — это про то, где видеокамеры выполняют роль кассира и охранника одновременно.
⠀
3. Дополненный ассортимент. «Бесшовная связка» между выбором товаров офф и он-лайн. Самая простая с точки зрения реализации и потому уже перспективная технология. «Бесконечный» ассортимент одежды или других товаров, оперативно отгружаемых со склада. А то и производимых на заказ. Главное, чтобы быстро, чётко и по той же стоимости. (Интересно, кто из ритейлеров перехватит инициативу? Пока в той же одежде выигрывают он-Лайн игроки типа WildBerries).
⠀
Колоссальные преимущества могут приобрести те производители, которые создали свою фирменную розницу, пусть и в формате shop-in-shop.
⠀
4. Визит в «обычный» магазин преимущественно для приобретения нового опыта, общения, обучения и развлечения. И лишь потом — для покупки. Крупные торговые центры уже начали разворот в сторону развлечения и времяпрепровождения. Площади под рестораны и временные торговые зоны увеличиваются повсеместно. Кулинарные студии по чуть-чуть теснят сетевую розницу
⠀
5. Вытеснение всех «рутинных» покупок в простые сервисы подписки. Упрощение выбора, минимизация времени на покупку. Все ведущие игроки запустили свои интернет-магазины. Или хорошие, как «Азбука вкуса» или пока как получится. Но тренд налицо — не одним «Утконосом» уже жив фуд-ритейл. Ну а про продажи электроники и одежды вы уже знаете — они в Интернете всерьёз.
⠀
6. Максимальная персонализация продающихся товаров и сервисов. Производство товаров на заказ.
Началось, как водится, с одежды и обуви. Далее подоспела бытовая техника. Уже сейчас вы можете заказать персонализированный кухонный комбайн BOSCH и холодильник Liebherr. (Пока не в России, но с нашей скоростью принятия новация в потреблении ждать долго не придётся). С развитием производственных технологий и совершенствованием логистики «персональные» товары проникнут в большинство категорий.
⠀
7. Экологичное ответственное потребление сужает ассортимент во многих категориях. Показателен пример сети «Вкусвилла», которая сознательно не предлагает выбора из многих торговый марок. Ритейл перестраивает товарные категории, меняет, а иногда и отменяет не-дружелюбную к природе упаковку. Это, наверное, наиболее серьёзный вызов для производителей. Потому что на территорию «развеса» вполне могут претендовать частные торговые марки сетей. Тут им самое раздолье.
⠀
Использованы материала с сайта автора.