Top.Mail.Ru
полки в супермаркете
Публикации
08 ноября 2023
5 минут

Планограмма в торговле: задачи, виды, особенности

Товары в магазине размещается не хаотично, а в определенной последовательности в соответствии с правилами мерчандайзинга. Поиск товара не должен вызывать сложностей у покупателя, ведь от удобства процесса совершения покупок зависит, станет ли человек постоянным покупателем.

Для обеспечения правильной выкладки товаров и повышения уровня продаж используется специальный инструмент — планограмма.

Планограмма в магазине — это план расположения товаров на торговом оборудовании (стеллажах, витринах, холодильниках и т.д.) с указанием их количества и запасов на складе. Планограмма составляется на основании тщательно проведенного анализа реализации каждого товара, определения причин популярности или непопулярности того или иного товара среди покупателей. Планограмма может быть составлена в виде фотографий, схем, рисунков, планов с разным уровнем детализации и дополняться подробными объяснениями. Планограммы успешно применяются и в небольших магазинах рядом с домом, и в крупных торговых сетях.

Задачи планограммы

  • Получение максимального дохода с каждой товарной полки.
  • Увеличение пропускной способности торговой точки.
  • Планирование пополнения товарных запасов на складах.
  • Контроль полноты ассортимента.
  • Ускорение оборачиваемости товаров.
  • Исключение скопления товаров с истекающим сроком годности.
  • Увеличение заинтересованности производителей товаров в покупке выгодных мест на полках в магазине.

Планограмма выкладки товара – это способ объединить интересы покупателей, производителей товаров и продавцов.

Основные принципы составления планограмм

  • Достаточность. В торговой точке должен быть представлен достаточный ассортимент, при этом необходимо учитывать покупательский спрос, площадь зала и имеющееся оборудование. Необходимо соблюдать баланс во избежание дефицита и избыточных запасов на складе.
  • Наглядность. Товар должен быть хорошо виден, его упаковка должна быть аккуратной и привлекательной.
  • Товарное соседство. Взаимосвязанные товары необходимо располагать рядом. Такой подход увеличивает продажи сопутствующих товаров. Неправильное товарное соседство может негативно восприниматься покупателями.
  • Учет направления движения потока покупателей. Товары должны располагаться в соответствии с типами зон – холодные, теплые, горячие.
  • Лучшие места на полках должны отводиться товарам, которые пользуются спросом или участвуют в акциях.
  • Учет размеров полок. Высота должна соответствовать размерам товара.
  • Соответствие условий хранения. Продукты, размещенные по соседству, должны иметь одинаковые условия хранения.
  • Ориентация на удобство покупателей. Расположение товаров должно быть удобным, в первую очередь, для покупателей, а не для продавцов.

Какие виды выкладки товаров используются в планограммах?

  • Горизонтальные и вертикальные. Это стандартный тип размещения. Выбор зависит от формы упаковки товара.
  • Корпоративные. Товары одного бренда размещаются одним блоком.
  • Групповые. Товары разных производителей, но относящиеся к одной категории, размещаются рядом.
  • Дисплейные. Для выкладки акционных товаров одного бренда используются отдельные стенды, оформленные с использованием корпоративных цветов и логотипов.
  • Напольные. Товар размещается на отдельных островках по пути движения покупателей. Это могут быть корзины, паллеты и т.д.

Как часто нужно менять планограммы?

Корректировка планограмм – частое явление. Среди основных причин можно выделить следующие:

  • смена сезона,
  • изменение ассортимента товаров,
  • изменение цен,
  • смена упаковки,
  • изменение покупательского спроса.

Преимущества планограмм

планограмма
  • Ускорение товарооборота.
  • Оптимизация торгового пространства.
  • Обеспечение грамотной выкладки товаров.
  • Поддержание актуального ассортимента.
  • Создание комфортных условий для покупателей.

Нет времени разбираться в особенностях разработки планограмм? Доверьте эту работу профессионалам!

Ace Target – агентство интенсивных продаж для крупных международных и российских компаний. Команда Ace Target оказывает профессиональные услуги – технический аудит, разработка систем мотивации торгового персонала.

Свяжитесь со специалистами агентства с помощью формы на сайте, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня!