Планограмма в торговле: задачи, виды, особенности
Товары в магазине размещается не хаотично, а в определенной последовательности в соответствии с правилами мерчандайзинга. Поиск товара не должен вызывать сложностей у покупателя, ведь от удобства процесса совершения покупок зависит, станет ли человек постоянным покупателем.
Для обеспечения правильной выкладки товаров и повышения уровня продаж используется специальный инструмент — планограмма.
Планограмма в магазине — это план расположения товаров на торговом оборудовании (стеллажах, витринах, холодильниках и т.д.) с указанием их количества и запасов на складе. Планограмма составляется на основании тщательно проведенного анализа реализации каждого товара, определения причин популярности или непопулярности того или иного товара среди покупателей. Планограмма может быть составлена в виде фотографий, схем, рисунков, планов с разным уровнем детализации и дополняться подробными объяснениями. Планограммы успешно применяются и в небольших магазинах рядом с домом, и в крупных торговых сетях.
Задачи планограммы
- Получение максимального дохода с каждой товарной полки.
- Увеличение пропускной способности торговой точки.
- Планирование пополнения товарных запасов на складах.
- Контроль полноты ассортимента.
- Ускорение оборачиваемости товаров.
- Исключение скопления товаров с истекающим сроком годности.
- Увеличение заинтересованности производителей товаров в покупке выгодных мест на полках в магазине.
Планограмма выкладки товара – это способ объединить интересы покупателей, производителей товаров и продавцов.
Основные принципы составления планограмм
- Достаточность. В торговой точке должен быть представлен достаточный ассортимент, при этом необходимо учитывать покупательский спрос, площадь зала и имеющееся оборудование. Необходимо соблюдать баланс во избежание дефицита и избыточных запасов на складе.
- Наглядность. Товар должен быть хорошо виден, его упаковка должна быть аккуратной и привлекательной.
- Товарное соседство. Взаимосвязанные товары необходимо располагать рядом. Такой подход увеличивает продажи сопутствующих товаров. Неправильное товарное соседство может негативно восприниматься покупателями.
- Учет направления движения потока покупателей. Товары должны располагаться в соответствии с типами зон – холодные, теплые, горячие.
- Лучшие места на полках должны отводиться товарам, которые пользуются спросом или участвуют в акциях.
- Учет размеров полок. Высота должна соответствовать размерам товара.
- Соответствие условий хранения. Продукты, размещенные по соседству, должны иметь одинаковые условия хранения.
- Ориентация на удобство покупателей. Расположение товаров должно быть удобным, в первую очередь, для покупателей, а не для продавцов.
Какие виды выкладки товаров используются в планограммах?
- Горизонтальные и вертикальные. Это стандартный тип размещения. Выбор зависит от формы упаковки товара.
- Корпоративные. Товары одного бренда размещаются одним блоком.
- Групповые. Товары разных производителей, но относящиеся к одной категории, размещаются рядом.
- Дисплейные. Для выкладки акционных товаров одного бренда используются отдельные стенды, оформленные с использованием корпоративных цветов и логотипов.
- Напольные. Товар размещается на отдельных островках по пути движения покупателей. Это могут быть корзины, паллеты и т.д.
Как часто нужно менять планограммы?
Корректировка планограмм – частое явление. Среди основных причин можно выделить следующие:
- смена сезона,
- изменение ассортимента товаров,
- изменение цен,
- смена упаковки,
- изменение покупательского спроса.
Преимущества планограмм
- Ускорение товарооборота.
- Оптимизация торгового пространства.
- Обеспечение грамотной выкладки товаров.
- Поддержание актуального ассортимента.
- Создание комфортных условий для покупателей.
Нет времени разбираться в особенностях разработки планограмм? Доверьте эту работу профессионалам!
Ace Target – агентство интенсивных продаж для крупных международных и российских компаний. Команда Ace Target оказывает профессиональные услуги – технический аудит, разработка систем мотивации торгового персонала.
Свяжитесь со специалистами агентства с помощью формы на сайте, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня!