Что такое OOS?
OOS (англ. out-of-stock) – это явление в торговле, при котором товар уже внесен в отчетность, ценник с ним уже висит на полке, однако в наличии его нет ни в торгом зале, ни на складе.
Out-of-stock наиболее часто возникает в отношении товаров-новинок, а также в начале взаимодействия с новыми контрагентами. Скачок показателя чаще всего происходит в пиковые дни покупательской активности – в пятницу, в выходные, а также в преддверие праздников.
Понятнее всего обозначить, что это такое OOS в торговле, позволит словосочетание «упущенные продажи». Опасность OOS в том, что клиенты, захотев купить товар, не смогут этого сделать, останутся разочарованы и уйдут к конкурентам, а торговая точка в итоге потеряет прибыль. Увы, эта проблема широко распространена. В среднем в торговой точке отсутствует 5% от всего заявленного объема товаров. Этот показатель уже стал нормой. Если доля OOS превышает 5%, можно говорить о серьезных проблемах бизнеса. При этом отсутствие неходовых товаров, которые не являются предметами первой необходимости, как правило, не является критичным.
Почему возникает out-of-stock?
-
Ошибочное составление прогнозов
В процессе составления ассортиментной линейки торговой точки специалисты прогнозируют спрос. Однако под воздействием различных факторов прогнозы могут не сбыться, и товар раскупают быстрее. Непрогнозируемым скачком спроса можно назвать ситуацию, когда в магазин заходит покупатель и берет сразу ящик товара, которого должно было хватить на неделю.
-
Неэффективная работа сотрудников магазина
Медленная работа мерчандайзеров становится причиной отсутствия товаров на полках и витринах. Кроме того, к OOS может привести и неправильный учет товаров. Наконец, могут иметь место порча или хищение.
-
Некачественная работа поставщика
Низкая скорость производства, погрешности логистического процесса не позволяют вовремя поставить товары в торговые точки.
-
Операционные проблемы
Причинами возникновения out-of-stock является недостаток оборотных средств, проблемы с оплатой, что чревато просроченной дебиторкой и приостановкой поставок.
Чем грозит высокий уровень out-of-stock?
- Снижение лояльности посетителей. Раз за разом сталкиваясь с отсутствием товаров, люди потеряют интерес к торговой точке, начнут негативно отзываться о ней и уйдут к конкурентам.
- Падение прибыльности торговой точки, вызванное сокращением количества клиентов и уровня продаж.
- Снижение точности прогнозов. Ожидая спрос, торговая точка завозит товар, однако покупателей он не интересует, ведь они уже приобрели все, что нужно у конкурентов. В результате бизнес терпит убытки.
- Перераспределение полочного пространства в пользу товаров-конкурентов. Впоследствии вернуть потерянное пространство будет непросто.
Как бороться с OOS?
Полностью устранить это явление невозможно, зато вполне реально снизить его влияние на работу торговой точки. Для этого нужно:
- грамотно организовать процесс инвентаризации и своевременно ее проводить,
- контролировать имеющиеся запасы продукции,
- оптимизировать состав партий товара, которые присылают поставщики,
- наладить эффективный мерчандайзинг. Нанимать собственных специалистов под силу не каждой компании. Верным решением будет аутсорсинг услуг мерчандайзинга.
Нет времени разбираться в особенностях организации отдела мерчандайзеров? Доверьте эту работу профессионалам!
Ace Target – агентство интенсивных продаж для крупных международных и российских компаний. Команда Ace Target оказывает профессиональные услуги – аутсорсинг мерчандайзеров, аудит торговых точек, установка POS-материалов.
Свяжитесь со специалистами агентства с помощью формы на сайте, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня!