Ротация товара
Товары на складах и в магазине не лежат неподвижно. Мы постоянно стремимся к достижению наших конкретных целей по сокращению просрочек и увеличению прибыли. Этот процесс называется ротацией продукта.
Что такое ротация товаров в торговле?
Ротация, в простом понимании, это движение товара внутри магазина от момента его поступления до его покупки. Это некая стратегия перемещения товаров для ускорения продвижение и реализации товара.
Результатом качественной ротации является, сокращение издержек и увеличение прибыли. Хороший эффект ротация в торговле дает при продаже товаров повседневного спроса.
Виды ротации
Существует несколько классификаций:
- Ротация на складе. Основная цель — не допустить истечения срока годности товаров. На складе действует правило – товары, которые поступили первыми, должны первыми уйти в реализацию. Сотрудники склада должны ответственно относится к своим обязанностям, т.е. внимательно следить за сроками годности всех партий товаров и своевременно отправлять товар в торговый зал для выкладки на полки.
- Ротация товара в торговом зале магазина. Действует тоже правило – товар с истекающим сроком хранения должен располагаться ближе к покупателю. Цель ротации в торговом зале – реализация продукции прежде, чем истечет срок годности. В торговом зале также необходимо создать комфортные условия для покупателя, чтобы он мог быстро найти и выбрать необходимый продукт.
Кроме того, ротация может различаться и по другим признакам.
- Количественная. Происходит изменение количества закупаемого товара и места его размещения на полках в зависимости от спроса покупателей. Основной целью количественной ротации является регулирование складских запасов товаров, экономия пространства торгового зала и оптимальное вложение денежных средств в закупку товаров.
- Качественная (по сроку годности). Применяется для того, чтобы товар не залеживался на полках, основная цель – свести к минимуму количество залежалого товара. В продовольственных магазинах самая свежая продукция располагается в глубине полок, чтобы сначала реализовать продукцию с меньшим сроком хранения. В промтоварных магазинах наоборот, новинки размещаются на переднем плане, а предыдущие коллекции – на заднем.
- По цене. Смену ценников лучше проводить после закрытия магазина. Если необходимо продать не популярный товар со скидкой, то его лучше всего разместить в центре зала, чтобы покупатель обратил на него внимание.
Для чего необходимо проводить ротацию товара в магазине?
Ротация товара помогает решить ряд важных задач:
- снижение количества просроченной продукции и, как следствие, экономия денежных средств,
- увеличение внезапных покупок и продаж сопутствующих товаров,
- экономия средств на содержание складов,
- повышение покупательской активности,
- формирование привлекательного имиджа магазина.
Основные правила ротации товара в торговом зале магазина
Ротация товара в торговле проводится не хаотично, а по правилам, которые базируются на поведенческих факторах:
- в торговом зале не должно быть пустых полок,
- ходовой товар должен размещаться на золотых полках на уровне глаз покупателей, в зонах касс, а также на стеллажах по ходу движения покупательского потока,
- товары размещаются по группам назначения, рядом с ними располагаются сопутствующие товары,
- упаковка товара должна стоять лицом к покупателю, быть чистой и не иметь повреждений, потому что это может создать неприятное впечатление о торговой точке,
- новое место товара не должно располагаться далеко от предыдущего. Постоянный покупатель может не найти товар и уйдет без покупки.
На складе также необходимо соблюдать правила:
- проходы должны свободными,
- популярный товар размещают недалеко от выхода,
- товары, не пользующиеся большим спросом, размещают в глубине склада, но проходы к ним должны быть свободными,
- крупногабаритные упаковки размещают в центре помещения,
- для мелких упаковок пригодно любое место.
К достоинствам можно отнести:
- контроль за сохранностью продукции и за ее качеством,
- сокращение площадей складских помещений и затрат на их обслуживание,
- увеличение времени, которое покупатель проводит в магазине, и числа незапланированных покупок.
К недостаткам можно отнести:
- слишком частое перемещение товара по торговому залу может вызвать раздражение у постоянных покупателей,
- ротация не эффективна при продаже мебели, элитного алкоголя, техники, а также в тех областях, где продажи осуществляются по предварительным заказам.
Нет времени разбираться в тонкостях мерчандайзинга? Доверьте работу профессионалам!
Ace Target – агентство интенсивных продаж для крупных международных и российских компаний. Мы оказываем широкий спектр услуг – стационарный и визитный мерчандайзинг, внедрение стратегии perfect store, организация правильной выкладки товаров.
Свяжитесь с нами с помощью формы на сайте, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня!