Правила мерчандайзинга
Оборот розничной торговли в России по итогам 2021 года вырос на 7,9% и составил 31 трлн. 663,6 млрд. руб. Из этой суммы оборот продовольственной розницы составляет 14 трлн. 842,1 млрд. руб., а непродовольственной — 16 трлн. 821,5 млрд. руб. Побороться за свою долю пирога в розничной торговле поможет владение искусством мерчандайзинга.
Специалисты Международной рекламной ассоциации (International Advertising Association, IAА) выяснили, что использование знаний о психологических особенностях поведения покупателей, а также размещение товаров согласно правилам и законам мерчандайзинга позволяет повысить продажи до 60%. Это объясняется тем, что в двух случаях из трех посетитель принимает решение, находясь непосредственно в торговой точке, и продавец имеет реальную возможность убедить посетителя купить именно тот товар, который нужно продать. Ценность мерчандайзинга очевидна, и со временем она будет лишь повышаться.
10 базовых правил мерчандайзинга
- Расположение
Одной из самых эффективных схем является «Золотой треугольник», предполагающий размещение самого популярного продукта в самом дальнем углу зала, а кассы – в самом удаленном углу от популярного продукта. Чтобы дойти до стеллажа с хлебом, посетитель будет вынужден пройти через весь зал по одной стороне, а чтобы оплатить покупку – пересечь зал по другой стороне, попутно совершив много незапланированных трат.
- Уровень глаз
Товары, расположенные на этом уровне, а также немного ниже или выше, покупают чаще остальных. Это правило мерчандайзинга в магазине используют для продвижения наиболее маржинальных товаров или, напротив, залежалых товаров, которые нужно поскорее сбыть.
- Акцентирование внимания
Важно привлечь покупателя, ведь если его взгляд ни за что не зацепится, он просто уйдет к конкурентам. Чтобы этого избежать можно использовать различные приемы, например, правильное освещение, выделение отдельных стендов под конкретные бренды и товары, использование ярких цветов и цветовых маркеров,
-
- Выкладка по товарным группам
Товары должны располагаться логично. Человек, пришедший за светильником, не должен искать, где находятся лампочки, — они должны лежать рядом. Это не только обеспечивает удобство, но и позволяет увеличить средний чек.
Рядом с продукцией популярных брендов можно разместить менее востребованные товары. Так они перетянут на себя часть популярности соседей.
- Направление движения
Движение по торговому залу должно быть организовано против часовой стрелки, вход нужно располагать справа, а выход слева. Таким образом, за время своего визита человек обойдет весь зал и совершит незапланированные покупки.
- POS-материалы
Это незаменимые помощники мерчандайзера, которые эффективно привлекают внимание посетителей. Их использование – это базовое правило мерчандайзинга. Среди наиболее распространенных конструкций – воблеры, мобайлы, шелфтокеры, шелфстопперы, диспенсеры.
- Ценник – молчаливый продавец
Каждый товар должен иметь ценник с актуальной ценой. Кроме того, ценник может выгодно демонстрировать свойства и преимущества товара.
- Перестановка
В сотый раз заходя в магазин, человек может ориентироваться в нем с закрытыми глазами. Это помогает ему делать свой путь по торговому залу минимальным и избегать импульсивных покупок. Сделав перестановку, вы заставите посетителя изменить привычное направление движения и обратите его внимание на новые продукты.
- Целевая аудитория
Важно знать основную целевую аудиторию торговой точки и создавать оформление, ориентируясь на потребности типичного покупателя.
- Прикассовая зона
Одной из «горячих» зон является прикассовая. Здесь лучше всего размещать бюджетные сезонные товары импульсного спроса.
Одним из основных правил мерчандайзинга является регулярная оценка эффективности работы и ее корректировка. Для анализа эффективности понадобятся количественные данные (суммы чеков, количество товарных групп, представленные бренды). Оценить эффективность позволяют следующие виды анализа:
- динамика среднего чека,
- динамика товарооборота и прибыли,
- анализ структуры чеков,
- оценка стабильности продаж конкретных товаров,
- анализ эффективности использования торговых площадей и др.
Аналитическая работа должна проводиться комплексно и систематически. Нет времени разбираться в деталях? Доверьте работу профессионалам! Ace Target – агентство интенсивных продаж для крупных международных и российских компаний. Мы оказываем широкий спектр услуг — технический мерчандайзинг, аудит магазина, мониторинг цен, категорийный мерчандайзинг. Свяжитесь с нами с помощью формы на сайте, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня!