Что такое мерчандайзинг?
Торговля является специфической деятельностью, в основе которой лежит совершение акта купли-продажи, а также комплекс технологических и хозяйственных операций, которые направлены на обслуживание этого процесса. Для успеха торговли каждый продавец стремится сделать свой товар наиболее привлекательным. В этом помогает особый маркетинговый инструмент – мерчандайзинг.
Понятие мерчандайзинга
Мерчандайзинг – это деятельность, направленная на управление поведением потребителей и включающая в себя специальные методики представления товара, основанные на знаниях психологии человека. Популярность торговой точки зависит от множества факторов, в частности, наличия широкого ассортимента, привлекательности, дизайна торгового зала, наличия сопутствующих товаров, способов размещения товаров, удобства и действий, принимаемых для привлечения покупателей и повышения их лояльности. Грамотно выстроенная система является залогом успеха торговой точки.
Иными словами мерчандайзинг – это искусство продавать. В условиях конкуренции мерчандайзинг востребован как никогда.
Цели и функции мерчандайзинга
Мерчандайзинг помогает достичь следующих целей:
- повышение уровня продаж,
- создание конкурентного преимущества торговой точки,
- повышение лояльности покупателей и привлечение новых посетителей,
- совершенствование торговых процессов,
- воздействие и управление поведением покупателей.
Мерчандайзинг выполняет следующие функции:
- обеспечение магазина продукцией и оптимизация товарных запасов,
- создание условий для обеспечения максимальной доступности товаров для покупателей,
- информирование покупателей о товарах и ценах на них,
- привлечение внимания к местам расположения товара,
- побуждение покупателя к совершению покупки,
- воздействие на покупателя с целью увеличения суммы чека,
- рациональное использование торговых площадей.
Виды мерчандайзинга
Для эффективного влияния на потребителя и достижения поставленных целей применяют различные виды мерчандайзинга:
- визуальный. Предполагает использование приемов, основанных на зрительном восприятии, – цветовые сочетания, размещение товара на самых приоритетных местах, создание правильного оформления стеллажей, грамотное зонирование пространства и многое другое,
- технический – основан на работе с POS-материалами (специальные маркетинговые инструменты, которые применяются для привлечения внимания посетителей торгового зала). Обычно их устанавливают рядом с рекламируемым товаром. Они способствуют продвижению в местах продаж. К таким материалам относятся – баннеры, световые панели, воблеры, держатели для ценников, постеры, промо-стойки и многое другое,
- перекрестный – направлен на побуждение человека совершить импульсную покупку. Для этого рядом с основным товаром размещают товар сопутствующий, руководствуясь так называемой парной выкладкой. Часто создают тематические зоны или целые тематические отделы, если позволяют размеры торгового пространства.
- Дизайнерское оформление торгового зала, формирующее у покупателя лояльное отношение к месту продажи, представленным товарам и побуждающее к совершению покупки.
- Планировка торговой площади. Зал должен быть удобным, а посетители должны иметь свободный доступ к любым понравившимся им товарам.
- Размещение товара (выкладка). Это один из важнейших инструментов мерчандайзинга. Различают вертикальную, горизонтальную, паллетную, многотоварную и другие виды выкладки. Подходящий способ размещения товара подбирается мерчандайзером в индивидуальном порядке.
- Организация освещения. В торговой точке не должно быть темных, плохо освещенных зон. Посетители инстинктивно будут обходить такие отделы стороной. Грамотное освещение позволит показать товар в более выгодном свете, выделить его.
- Музыкальное сопровождение. Громкие звуки раздражают и создают информационный шум. В таких случаях люди стремятся покинуть магазин. Лучше, если будет звучать расслабляющая негромкая музыка, способствующая созданию уютной атмосферы.
- Цветовая гамма интерьера. Известно, что цвет влияет на настроение человека. Правильно подобранная цветовая гамма поможет создать у покупателя приятное впечатление о магазине.
- Использование POS-материалов, информирующих покупателя о месте расположения и привлекательности товара.
Комплексное применение всех инструментов позволит создать привлекательный имидж магазина.
Нет времени разбираться в основных понятиях мерчандайзинга? Доверьте работу профессионалам!
Ace Target – агентство интенсивных продаж для крупных международных и российских компаний. Мы оказываем широкий спектр услуг: технический мерчандайзинг, аудит магазина, услуга «Тайный покупатель».
Свяжитесь с нами с помощью формы на сайте, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня!